видео промоутер

 

Б Е Г Е М О Т

ИЛИ

ГОВНО ЗА ПАЗУХОЙ

     He's fat. Мало того - про таких обычно говорят "жирный". Жир ровным слоем покрывает его тело, местами образуя бросающиеся в глаза скопления. Живот, мешающий вжаться в заднюю деку гитары. Подбородок, мешающий нагибать голову. Впрочем, молодая кожа пока успешно сдерживает бережливую прослойку, не допуская заметных дряблостей, и сообщает ему холёно-отъевшийся вид. "Во рожу наел - за три дня не объедишь." - говорят ему, наверное, в общественном транспорте скандальные бабы. Он, наверное, обижается.
     Помимо тучности у него немало других экстерьерных пороков и неказистостей. Потлив, как и большинство представителей его весовой категории. Неряшлив. Последнее объяснимо отсутствием средств к существованию. Во многом. Но не во всём. Брюки, пусть дешёвые и заношенные, можно почистить, выстирать и зашить разъехавшийся шов в промежности. Голову тоже можно вымыть.
     За кажущимся неумением одеваться и полным отсутствием стиля в одежде кроется нутряпое естество советского человека, коему не претят зипуны, пихоры и зимние сапоги с медиальной "молнией".

     Дедуктивно следуя от частного к общему, словно нажимая на трансфокатор эфемерной видеокамеры, оглядим героя издалека. Упрямо и целеустремлённо он несёт свое грузное тело сквозь снега и дожди  объективной  реальности. Походка уверенна и конкретна. Румянец красит щёки. Внешний вид не подразумевает вопросительных интонаций. Холодный блеск подзаплывших глаз отчасти циничен.
     Обыватель. Нищеватый, расплывшийся от хлебно-картофельпой диеты обыватель.
     Алексей Фомин. Из тех, кто прежде всего поэт.

     Ну вот. Вступление набросано. Мути нагнано изрядно. Теперь попробуем разобраться, в чём, собственно, суть вопроса.

     Кое-кто, дочитав до этого места, может предположить, что ему предстоит прочитать очередную "серьезную" статью о жизни и творчестве никому не известного рогалика по имени Алексей Фомин. Другие - напротив - в рогалике по имени Алексей Фомин увидят лишь повод для лукавых мудрствований на тему поэзии в русском роке или несоответствия образа творца образу творца.
     Теперь, читатель, взвесь и оцени все имеющиеся у тебя по этому поводу мысли и постарайся причислить себя к тому или другому лагерю. Удалось? Если да, то поздравляю, поскольку и те и другие теперь могут катиться на хуй. Во-первых, они проявили стереотипность мышления, а во-вторых, хочется найти среди читателей пресловутых единомышленников. Мне же, в свою очередь, абсолютно неясно, о чём будет эта статья. Я сейчас вообще о другом думаю. Я только что послушал песню СОЛОМЕННЫХ ЕНОТОВ "Станционный смотритель", а зта песня - как смерть - прокручивает перед глазами всё, что ты помнил о жизни. И теперь проблемы этой статьи кажутся мне мелкими и незначитель-ными, а про первую её часть я могу сказать одно: из каждой фразы, как мёд на солнце из медвежьего брюха, неумолимо сочится самолюбие графомана. Мол, эвона как нишу! Утешает одно: мёда медведь не ел.

Теперь, собственно, о том, что мне кажется мелким и незначительным. Нет, не сам Фомин, которого давно уже узнали все, кто хотел в Москве, Актюбинске и Петербурге. Мелкими и незначительными мне кажутся любые журналистские искания вокруг его имени.

А жаль. Ведь так помпезно начал.

Впрочем, продолжить всё же придётся. Ведь в противном случае нужно было бы сгрести в охапку все черновики и куски макета, снести их в печь и усесться смотреть, как рыжие с синевой язычки пламени окрасятся зелёным, пожирая цветные иллюстрации и чернильную вязь. А я на это пойтить не могу. Слишком я самолюбив для этого.

..ты режешь вены по стенам струится
Бордовая кровь.
Ты ищешь покоя, но нету покоя:
Есть только любовь.
Забавная гавань у острова нежности
В море тоски,
Которая душу сжигает, и травит,
И рвет на куски.
Ты ждёшь откровенья, а смерть в селом платье
Всё шепчет: "скорей".
Картина знакома: тебя нету дома,
А я у дверей.
На улице снова дождь, снег, ветер,
Пустые дома.
А в воздухе - дым и развеянный пепел
Сошедших с ума.

Недавно написано. Пару лет назад. Учитывая стремительную утечку мозгов из отечественной рок-культуры, приведённые выше строчки как минимум удивляют. А я, между прочим, цитату взял из первой попавшейся песни. Автор её сейчас и не поёт даже - видимо она его уже не устраивает.

И я повторяю: Мне это не нужно
И всё это вновь.
И гадкал жалость, и глупая дружба,
И злая любовь
Приходят ко мне часто в виде кошмаров
Часам где-то ближе к пяти.
И надо куда-то идти -
Я не знаю, куда мне идти.

Кстати, о темах. Банальны. Депрессивные переживания, вены, кровь-любовь, обычно несчастная. Немало политики. Озабоченность судьбами Родины. Местами - антимещанские, антижратвеннические настроения. Безысходность. Не чеховская, куда грубее и личностнее. Приземлённее.

Меж тем, уровень поэзии не оставляет сомнений по поводу таланта.

..нуже повод.
Но это вопрос не ко мне.
Повод там же где истина -
В красном крепленом вине.
Наплевать,
Бутылка или пакет.
Лишь бы жрать
Эту гадость все тридцать лет.
А потом
Раствориться, сгинуть, сойти на нет,
Как в Пепси-Коле железная скрепка -
Спать осадком на дне моря,
Озера или реки.
От несчастной любви
Кровавый фонтанчик пускает кит.
Плачет -
Слезы цвета морской волны.
Это значит -
Мы просто попали в сны..

     Помнится, преснопамятный бомж по фамилии Серьга утверждал, что все написанное пером неминуему адресовано давешнему себе. Об универсальности формулы можно спорить, но в случае с Фоминым она работает качественно. Для себя пишет. И про себя.

Я скоро пойду ко дну.
Я устроился дворником -
Смахивать пыль с облаков..

Отвратительно пахнет жизнь,
Ее получил я в пайке
В количестве одной штуки..

     Даже там, где нет этой однозначности первого лица, там, где, кажется, герой и автор разведены к разным полюсам смыслового диполя, на деле всё оказывается завязанным на себе, любимом. Там, где условности мешают использовать однобуквенное местоимение, идут в ход маски. Вы думаете, я придумал первое название статьи. Нет. Он сам его придумал.

Бегемот смотрел печально и пытался все понять 
"Бегемот, ты славный парень, будешь песни нам писать. 
Наконец-то ты свободен. 
Сможешь всё, ведь ты такой крутой" 
Ну и что, что я коричневый, я все равно один. 
Мне диктует песни предков запредельный господин. 
А борьба такое дело - надо знать, куда идти. 
С динозаврами и львами все равно не по пути.

"Я", сублимированное до бегемота, всё равно вылезает в прямой речи, разгоняя лёгкий туман сомнений относительно происхождения метафоры.

Ещё он был медведем. "Вполне состоявшимся", из "допетровской эпохи". Тоже, между прочим, органичный подбор маски. И речь здесь не только о внешности. Некая дремучесть его сознания удачно сочетается с этим образом.

И можно будет начать все сначала,
Не для того, чтобы что-то исправить,
Не для того, чтоб закончить по-другому,
А для того, чтобы это продолжалось всегда -
Эта любовь циркового медведя
К девушке с гитарой, случайно оказавшейся в лесу.

Но это всё - так - лирика. Меж тем, поэт в России - больше чем поэт. Приходится наследовать землю.

Мы можем отдать свои старые деньги 
Тому, кому мы должны, 
Но не забывай, что ты должен 
Работать на честь страны.

     (Тут в зале медленно гаснет свет и на сцену, чуть сутулясь, выходит Александр Исаевич Солженицын. Его, впрочем, здесь никто увидеть не ожидал, и потому многие не узнают. Рампа освещает его снизу, придавая лицу доселе невиданное и оттого непривычное выражение. Борода в таком свете нелепо топорщится. Вид у писателя отчасти диавольский. Причины его проявления в данной точке пространственно-временного континуума кажутся неясными.)

"Самый проницательный читатель понял наверняка, что речь не о еде. Речь об ощущении", - писал когда-то Захар Мухин. В данном контексте живому классику тоже отведена отнюдь не роль героя-любовника. Здесь тоже речь идёт об ощущении. "Солженицыным русского рока" Алексея Фомина назвал однажды Д. Я тогда его понял. Не знаю, поймёте ли вы. Немалое значение в создании такого ощущения может иметь следующий текст.

АНАРХИЯ БЕЗ АНАРХИСТОВ
проект листовки

     Последнее время появилось ни. территории, нашей необъятной Родины огромное количество псевдоанархических изданий. Авторы этих органов собираются в тусовки, устраивают бездарные акции, и пропагандируют всякую надуманную и вредную ерунду - антифашизм, антимилитаризм, и т.д., и т.п.. Сборища "анархистов" (именно так, ибо настоящий анархист может быть только один) наезжают на патриотические организации, публикуют "чёрные списки" (в числе первых их "врагов" талантливые и честные люди - Летов, Курёхин, думаю, скоро его пополнят и другие, обеспокоенные судьбой своей страны, а не собственными дурацкими амбициями, к примеру - Гапонов, Зуйков, Жариков и мн. мн. др.), призывают к развалу армии, пропагандируют наркотики, хотят отменить понятие "нации" и т.д.. Отрицая Систему, "анархисты" по сути, служат ей. В их "органах" - ни слова о бесчинствах демократов и огульное охаивание тех, кто с этими демократами борется. Часто они лгут, называя своими людей, которые в силу своего ума, порядочности и верности истинным идеям Свободы, никак не могут принадлежать к их числу - например, тов. Василия из Кустаная, Дм. Аверьянова, актюбинца Ермена Анти и т.д. Всё это вместе взятое заставляет считать анархические организации, эти ядовитые рассадника хаоса и беспредела, (а вовсе не Свободы, к коей они не имеют отношения) - крайне вредными.
     Люди! Сторонитесь анархических организаций, как чумы! Живите своим умом! Не позволяйте втянуть себя в стадо! Даёшь анархию без анархистов!
     Их - много! Имя им - легион. Они опасны.

     БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!

Алексей Фомин.

(для сравнения:

     Да русская литература десятилетиями имели этот крен - не заглядываться слишком сама на себя, не порхать слишком беспечно, и я не стыжусь эту традицию продолжать по мере сил. В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе - и должен.
     ...Допустим., художник ничего никому не должен, но больно видеть, как может он, уходя в своесозданные миры или в пространства субъективных капризов, отдавать реальный мир в руки людей корыстных, а то и ничтожных, а то и безумных.

Александр Солженицын. Нобелевская Лекция.)            

 

Между прочим, старикан корил в своё время семидесятилетнего Набокова, что тот, де, свой талантище растратил не на служение Родине, а на порнографию всякую.

ДАЁШЬ ЛИТЕРАТУРУ БЕЗ "ЛОЛИТЫ"?!!

(речь об ощущении..)

Однако, хватит. Отпустим живого классика прочь - пусть его думает, как Россию обустроить. Здесь и без него картинка вырисовывается контрастная.

     Ему до всего есть дело. До анархистов, которые, по его мнению, слишком слабо Родину любят. До Шевчука - живёт на промстройбанковские деньги и выполняет "ту же функцию, что и Алла Борисовна Пугачёва". До Марины Тимашёвой - "дуры с дерьмом вместо мозгов". Последняя получила такое определение за то, что ? лет назад обвинила Неумоева в антисемитизме. "Ну, проявила узость мышления," - сказал бы на это С.Х. Фомин допускает ту же ошибку, но не понимает этого. Ведь он знает, что правда на его стороне. Кожей чувствует.

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!.. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! - зримо, неопровержимо для всех! - влажный ветер с Атлантики всё ещё доносит обрывки Нобелевской Лекции испарившегося старика.

Проблем с врагами у нашего героя нет. Достаточно лишь оглянуться по сторонам - весь мир живёт не так, как надо. Не так, как хотелось бы поэту. Неправильно.

И всем приснится развеселая страна, 
И только я один увижу грязь и мрак. 
Сволочи! Вместе ликов икон в проемах глазниц! 
Сволочи! Вместо добрых людей и певчих птиц! 
Сволочи! Вместо ласковой ночи и ясного дня! 
Сволочи! Доконали меня!

Приведённые выше строчки появились в репертуаре Фомина несколько месяцев назад, но мне они кажутся определяющими. Именно эта песня про сволочей, мешающих жить, наиболее точно отражает последние настроения автора. Именно эта песня позволяет подобрать ключ ко многим другим его строчкам. Сейчас опять пойдёт речь об ощущениях. Почувствуйте разницу.

     Я ненавижу огромное большинство людей за то, что они не понимают и не хотят понять главное в жизни.

Борян    

Сволочи! Я ненавижу пути, чтобы скрыться от них!
Сволочи! Вместо кошек, собак и любимых моих!
Сволочи! Унестись бы в поля, утром сев на коня!
Сволочи! Разрывают меню!

А. Фомин        

 На первый взгляд, здесь много общего, но стоит копнуть чуть глубже и между этими двумя авторами разверзнется настоящая пропасть.

Спрячь под подушку свое лицо,
Не думай о будущем, которого нет,
Не думай о Боге, которого нет
И умри опять до утра!
А утром встань, переполненный злом,
Выйди из дома и наплюй на все,
На хуй не думай, блядь, ни о чем,
И умри опять - хорошо!
Если удастся, ты опять будешь пьян,
И тогда будет веселей,
Разъеби ненавистный коммерческий киоск,
И умри опять поскорей!
Посещай кино и театр
И копи в себе свое зло,
Не обдумывай план действий
И умри опять - повезло!
Не отвечай ни за что,
Никому не делай добро,
Разрушай иллюзии счастья
И умри опять навсегда!
Положись во всем на себя,
Объяви всему миру войну,
Выиграй у мира эту войну
И умри опять!

Борян

Вижу утро в черной пустоте окна,
Я снова чувствую, что больше не могу,
Хочу остаться я в кровати навсегда,
Как обалдевший от бессмертья динозавр.

Но этот мир меня швыряет в колею,
Он разрезает сердце сказочное вмиг,
Он хочет рельсами обвить мою судьбу,
И я смотрю вокруг и вижу - сволочи!

А если к власти вдруг опять придет Пол Пот,
То всех врагов моих отправит он врасход,
Он всем покажет силы жизненной пример,
И буду я при нем, как главный красный кхмер!

Ну а пока все перевернуто вверх дном,
И в контролируемой зоне пустота,
И я опять встаю и начинаю день,
В котором, как всегда, не будет ничего.

А. Фомин

     Внимательный читатель не мог не заметить, что у этих текстов много общего. Недовольный миром человек спросонья рифмует свою сущность. Но получается у каждого по-своему. И Фомин в своём тексте - весь. Заспанный и небритый нытик-конструктивист, ждущий сказочных Пол Потов и ищущий повсюду виноватых. Он знает, как всё должно быть и уверен в своей правоте, но единственное, на что способен - тыкать пальцем и повторять: сволочь, сволочь, сволочь. Текст Боряна в свою очередь - гимн панка-революционера, готового разрушить всё до основанья без плана действий и объяснения причин. И если герой Боряна целеустремлённо копит зло, чтобы выплёскивать его с более яростным напором, то зло, которое копит Фомин, неминуемо протухает и обращается в говно. Но автор с ним не расстаётся - он ходит по миру и каждому это говно в рожу тычет.

(..речь об ощущении)

     Толстой в своё время любил такой анекдот рассказывать.

     Приходит один господин в гости, отдаёт лакею шубу, а про себя отмечает - от лакея-то запах какой скверный исходит. Заходит в гостиную, здоровается с хозяевами - будто и от них пахнет дурно. Гонит от себя эту мысль господин, идёт танцевать мазурку. С разными дамами танцует, и от каждой тот же запах - запах говна человечьего. Весь вечер в догадках терялся, вернулся заполночь домой, снял парадный свой сюртук, глядь - а говно-то за пазухой было.

     Кое-кто, дочитав до этого места, может предположить, что читает очередную "серьёзную" статью о жизни и творчестве никому, не известного рогалика по имени Алексей Фомин. Другие - напротив - в рогалике по имени Алексей Фомин видят лишь повод для лукавых мудрствований на тему поэзии в русском роке или несоответствия образа творца образу творца.
     Теперь, читатель, взвесь и оцени все имеющиеся у тебя по этому поводу мысли и постарайся причислить себя к тому или другому лагерю. Удалось? Если да, то поздравляю, поскольку и те и другие теперь могут катиться на хуй. Во-первых, они проявили стереотипность мышления, а во-вторых, хочется найти среди читателей пресловутых единомыш-ленников. Мне же, в свою очередь, кажется, что статья получилась о другом, и я попробую теперь объяснить, о чём же.

     .Алексей Фомин, безусловно, является сегодня одним из талантливейших и интереснейших представителей отечественной андерграундной сцены. В отличие от многих, он не утратил способностей к развитию. Он продолжает смелые эксперименты со словом, ищет себя в акустике и электричестве. Если я узнаю, что Фомин приехал в Москву и будет где-то играть, я буду стараться попасть на его концерт. Вам, между прочим, тоже советую посмотреть и послушать человека, горящего синим пламенем у микрофона и выворачивающего душу перед не стоящими того зрителями.

     Но статья всё равно не об этом.

     Утром 17 февраля 1988 года в одной из ленинградских квартир находились три человека. В одной комнате спали Женя Шаталина и её парень, в другой - Александр Башлачёв. На рассвете последний разбудил первых со словами: "Смотрите, какое утро! Солнышко, снежок! Пойдёмте в баньку сходим.." Они прогнали его, и через час он пришёл снова. Снова прогнали. Он выбросился из окна. Они проснулись от того, что в квартире стало необычайно тихо.
     После этого было много разговоров о тонкости и ранимости души художника, о каннибализме в отношениях с близкими и самим собой, о судьбе, о том, что это должно было случиться. Возможно, Женя, бывшая, кстати фиктивной женой Башлачёва, корила себя за то утро - история об этом умалчивает.
     Однако, история имеет тенденцию повторяться. Одни и те же спектакли разыгрываются многократно, меняются лишь действующие лица. И если бы на месте Башлачёва в этой ситуации оказался Фомин, а я бы спал в соседней комнате, то спросонья я бы послал его подальше. А спустя некоторое время, когда в квартире стало бы тихо, меня не мучила бы совесть. Я просто сел бы писать статью. Не про Башлачёва. И не про Фомина. Про себя. Про то, каков я есть. Про то, что я думаю о мире и людях. Про то, что мне не интересно, кажусь ли я кому-то сволочью и предателем, из-за того, что делаю только то, что сам считаю нужным.

 

     И ещё о том, что каждый имеет то, чего он на деле заслуживает.

..утро настало, и я взял гитару,
И песню спел.
Но тот, кто был молодым, стал старым,
И я не успел.
Я взял это море, я взял это небо,
Я землю взял.
Смешал это в кучу, поджарил,
И вам рассказал.

 А. Фомин              


Назад