Б Е Г Е М О Т ИЛИ ГОВНО ЗА ПАЗУХОЙ He's fat. Мало того - про таких
обычно говорят "жирный". Жир ровным слоем
покрывает его тело, местами образуя бросающиеся
в глаза скопления. Живот, мешающий вжаться в
заднюю деку гитары. Подбородок, мешающий
нагибать голову. Впрочем, молодая кожа пока
успешно сдерживает бережливую прослойку, не
допуская заметных дряблостей, и сообщает ему
холёно-отъевшийся вид. "Во рожу наел - за три
дня не объедишь." - говорят ему, наверное, в
общественном транспорте скандальные бабы. Он,
наверное, обижается. Дедуктивно
следуя от частного к общему, словно нажимая на
трансфокатор эфемерной видеокамеры, оглядим
героя издалека. Упрямо и целеустремлённо он
несёт свое грузное тело сквозь снега и дожди объективной реальности. Походка
уверенна и конкретна. Румянец красит щёки.
Внешний вид не подразумевает вопросительных
интонаций. Холодный блеск подзаплывших глаз
отчасти циничен. Ну вот. Вступление набросано. Мути нагнано изрядно. Теперь попробуем разобраться, в чём, собственно, суть вопроса. Кое-кто,
дочитав до этого места, может предположить, что
ему предстоит прочитать очередную
"серьезную" статью о жизни и творчестве
никому не известного рогалика по имени Алексей
Фомин. Другие - напротив - в рогалике по имени
Алексей Фомин увидят лишь повод для лукавых
мудрствований на тему поэзии в русском роке или
несоответствия образа творца образу творца. Теперь, собственно, о том, что мне кажется мелким и незначительным. Нет, не сам Фомин, которого давно уже узнали все, кто хотел в Москве, Актюбинске и Петербурге. Мелкими и незначительными мне кажутся любые журналистские искания вокруг его имени. А жаль. Ведь так помпезно начал. Впрочем, продолжить всё же придётся. Ведь в противном случае нужно было бы сгрести в охапку все черновики и куски макета, снести их в печь и усесться смотреть, как рыжие с синевой язычки пламени окрасятся зелёным, пожирая цветные иллюстрации и чернильную вязь. А я на это пойтить не могу. Слишком я самолюбив для этого. ..ты режешь вены по стенам
струится Недавно написано. Пару лет назад. Учитывая стремительную утечку мозгов из отечественной рок-культуры, приведённые выше строчки как минимум удивляют. А я, между прочим, цитату взял из первой попавшейся песни. Автор её сейчас и не поёт даже - видимо она его уже не устраивает. И я повторяю: Мне это не
нужно Кстати, о темах. Банальны. Депрессивные переживания, вены, кровь-любовь, обычно несчастная. Немало политики. Озабоченность судьбами Родины. Местами - антимещанские, антижратвеннические настроения. Безысходность. Не чеховская, куда грубее и личностнее. Приземлённее.
..нуже
повод. Помнится, преснопамятный бомж по фамилии Серьга утверждал, что все написанное пером неминуему адресовано давешнему себе. Об универсальности формулы можно спорить, но в случае с Фоминым она работает качественно. Для себя пишет. И про себя. Я
скоро пойду ко дну. Отвратительно
пахнет жизнь, Даже там, где нет этой однозначности первого лица, там, где, кажется, герой и автор разведены к разным полюсам смыслового диполя, на деле всё оказывается завязанным на себе, любимом. Там, где условности мешают использовать однобуквенное местоимение, идут в ход маски. Вы думаете, я придумал первое название статьи. Нет. Он сам его придумал. Бегемот
смотрел печально и пытался все понять "Я", сублимированное до бегемота, всё равно вылезает в прямой речи, разгоняя лёгкий туман сомнений относительно происхождения метафоры. Ещё он был медведем. "Вполне состоявшимся", из "допетровской эпохи". Тоже, между прочим, органичный подбор маски. И речь здесь не только о внешности. Некая дремучесть его сознания удачно сочетается с этим образом. И
можно будет начать все сначала, Но это всё - так - лирика. Меж тем, поэт в России - больше чем поэт. Приходится наследовать землю. Мы
можем отдать свои старые деньги (Тут в зале медленно гаснет свет и на сцену, чуть сутулясь, выходит Александр Исаевич Солженицын. Его, впрочем, здесь никто увидеть не ожидал, и потому многие не узнают. Рампа освещает его снизу, придавая лицу доселе невиданное и оттого непривычное выражение. Борода в таком свете нелепо топорщится. Вид у писателя отчасти диавольский. Причины его проявления в данной точке пространственно-временного континуума кажутся неясными.) "Самый проницательный читатель понял наверняка, что речь не о еде. Речь об ощущении", - писал когда-то Захар Мухин. В данном контексте живому классику тоже отведена отнюдь не роль героя-любовника. Здесь тоже речь идёт об ощущении. "Солженицыным русского рока" Алексея Фомина назвал однажды Д. Я тогда его понял. Не знаю, поймёте ли вы. Немалое значение в создании такого ощущения может иметь следующий текст. АНАРХИЯ БЕЗ АНАРХИСТОВ
Александр Солженицын. Нобелевская Лекция.)
Между прочим, старикан корил в своё время семидесятилетнего Набокова, что тот, де, свой талантище растратил не на служение Родине, а на порнографию всякую. ДАЁШЬ ЛИТЕРАТУРУ БЕЗ "ЛОЛИТЫ"?!! (речь об ощущении..)
Ему до всего есть дело. До анархистов, которые, по его мнению, слишком слабо Родину любят. До Шевчука - живёт на промстройбанковские деньги и выполняет "ту же функцию, что и Алла Борисовна Пугачёва". До Марины Тимашёвой - "дуры с дерьмом вместо мозгов". Последняя получила такое определение за то, что ? лет назад обвинила Неумоева в антисемитизме. "Ну, проявила узость мышления," - сказал бы на это С.Х. Фомин допускает ту же ошибку, но не понимает этого. Ведь он знает, что правда на его стороне. Кожей чувствует. И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!.. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! - зримо, неопровержимо для всех! - влажный ветер с Атлантики всё ещё доносит обрывки Нобелевской Лекции испарившегося старика. Проблем с врагами у нашего героя нет. Достаточно лишь оглянуться по сторонам - весь мир живёт не так, как надо. Не так, как хотелось бы поэту. Неправильно. И
всем приснится развеселая страна, Приведённые выше строчки появились в репертуаре Фомина несколько месяцев назад, но мне они кажутся определяющими. Именно эта песня про сволочей, мешающих жить, наиболее точно отражает последние настроения автора. Именно эта песня позволяет подобрать ключ ко многим другим его строчкам. Сейчас опять пойдёт речь об ощущениях. Почувствуйте разницу.
На первый взгляд, здесь много общего, но стоит копнуть чуть глубже и между этими двумя авторами разверзнется настоящая пропасть.
Внимательный читатель не мог не заметить, что у этих текстов много общего. Недовольный миром человек спросонья рифмует свою сущность. Но получается у каждого по-своему. И Фомин в своём тексте - весь. Заспанный и небритый нытик-конструктивист, ждущий сказочных Пол Потов и ищущий повсюду виноватых. Он знает, как всё должно быть и уверен в своей правоте, но единственное, на что способен - тыкать пальцем и повторять: сволочь, сволочь, сволочь. Текст Боряна в свою очередь - гимн панка-революционера, готового разрушить всё до основанья без плана действий и объяснения причин. И если герой Боряна целеустремлённо копит зло, чтобы выплёскивать его с более яростным напором, то зло, которое копит Фомин, неминуемо протухает и обращается в говно. Но автор с ним не расстаётся - он ходит по миру и каждому это говно в рожу тычет. (..речь об ощущении) Толстой в своё время любил такой анекдот рассказывать. Приходит один господин в гости, отдаёт лакею шубу, а про себя отмечает - от лакея-то запах какой скверный исходит. Заходит в гостиную, здоровается с хозяевами - будто и от них пахнет дурно. Гонит от себя эту мысль господин, идёт танцевать мазурку. С разными дамами танцует, и от каждой тот же запах - запах говна человечьего. Весь вечер в догадках терялся, вернулся заполночь домой, снял парадный свой сюртук, глядь - а говно-то за пазухой было. Кое-кто,
дочитав до этого места, может предположить, что
читает очередную "серьёзную" статью о жизни
и творчестве никому, не известного рогалика по
имени Алексей Фомин. Другие - напротив - в
рогалике по имени Алексей Фомин видят лишь повод
для лукавых мудрствований на тему поэзии в
русском роке или несоответствия образа творца
образу творца. .Алексей Фомин, безусловно, является сегодня одним из талантливейших и интереснейших представителей отечественной андерграундной сцены. В отличие от многих, он не утратил способностей к развитию. Он продолжает смелые эксперименты со словом, ищет себя в акустике и электричестве. Если я узнаю, что Фомин приехал в Москву и будет где-то играть, я буду стараться попасть на его концерт. Вам, между прочим, тоже советую посмотреть и послушать человека, горящего синим пламенем у микрофона и выворачивающего душу перед не стоящими того зрителями. Но статья всё равно не об этом.
Утром 17 февраля 1988 года в одной из ленинградских
квартир находились три человека. В одной комнате
спали Женя Шаталина и её парень, в другой -
Александр Башлачёв. На рассвете последний
разбудил первых со словами: "Смотрите, какое
утро! Солнышко, снежок! Пойдёмте в баньку
сходим.." Они прогнали его, и через час он
пришёл снова. Снова прогнали. Он выбросился из
окна. Они проснулись от того, что в квартире стало
необычайно тихо.
И ещё о том, что каждый имеет то, чего он на деле заслуживает.
|